Основные категории (понятия) педагогики

Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта ( научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства).

Воспитание(в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога.

Образование - это процесс и результат передачи и усвоения человеком системы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню ( начальное, среднее, высшее) и содержанию ( общее, специальное, профессиональное: техническое, гуманитарное, педагогическое).

Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения.

Развитие –процесс количественных и качественных изменений в человеке под воздействием внешних и внутренних факторов.

Формирование – (приобретение формы) становление человека, его внешние и внутренние изменения в ходе взаимодействия с реальной действительностью, в том числе его воспитания и обучения.

Методы педагогических исследований – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений, построения научных теорий. Методы педагогических исследований – способы получения достоверной педагогической информации.

Теоретические Анализ, синтез, обобщение. Сравнение, классификация, моделирование, анализ литературы, архивных материалов и документов, метод прогнозирования Эмпирические Наблюдение, анкета, беседа. Тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, интервью, изучение продуктов деятельности, социометрия, метод экспертных оценок, эксперимент Математические Регистрация, ранжирование, шкалирование

Особенности методов педагогических исследований: 1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. 2. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно - воспитательному процессу. 3. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых.

Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод. Это специально организованное восприятие исследуемого явления в естественных условиях.



Условия наблюдения: определение задачи, выделение объекта, разработка схемы наблюдения, результат фиксируется, полученные данные обрабатываются.

Недостатки – не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, не обеспечивает полную объективность информации.

Изучение опыта – изучение передовогоопыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных педагогов.

Анализ документации – например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д.

Изучение продуктов творчества обучаемых – (домашних, классных работ, сочинений, результатов эстетического, технического, художественного творчества)

Педагогическая беседа – целенаправленная попытка исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Применяется в качестве дополнительного метода для получения разъяснений и уточнений.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования пед. процессов в точно учитываемых условиях. Эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемой проблемы, составления детального плана проведения, строгого его соблюдения, точной фиксации результатов, тщательного анализа получаемых данных, формулировка окончательных выводов.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях. Отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Тесты элементарных умений, тесты для диагностики уровня обученности, контроля качества усвоения учебного материала.(Тест творческого мышления)



Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников –анкет. Основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. (например, метод изучения групповой дифференциации: обучаемых просят ответить на вопросы типа: «С кем ты бы хотел в поход, играть в одной команде, сидеть за партой…» и т. д.. У исследователя появляется возможность выявить лидера, судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива.

3. Дайте определение понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность». Раскройте, какие факторы влияют на развитие личности; перечислите, какие качества характеризуют личностное развитие человека.

В общем развитии человека наблюдается две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Когда рождается человек, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Человек рассматривается в науке как биосоциальное существо.

Индивид– отдельный человек, единичный представитель человеческого рода ( у животных - особь). Личность– социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации – освоения и воспроизведения индивидом социального опыта, присущего определенному обществу, в конкретный исторический период его развития. Индивидуальность – конкретный человек с присущими только ему биологическими и личностными свойствами. Развитие личности – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, под воздействием внешних и внутренних факторов. Личностные свойства и качества у одного человека могут быть более развитыми, у другого – менее развитыми. По каким же критериям судят о мере личностного развития человека? Психолог Рубинштейн отмечал, что человек становится личностью, когда приобретает способность управлять собственным поведением, что в той или иной мере отмечается уже в трехлетнем возрасте. В дальнейшем в качестве критериев личностного развития человека выступают: разумность его поведения, ответственность, умение пользоваться свободой, социальная активность, должная требовательность к себе. Психическая зрелость, юридическая способность отвечать за совершаемые действия и поступки. Движущая сила развития личности – борьба противоречий между потребностями человека и возможностями их удовлетворения: хочу, но не могу; нужно, но не знаю или не умею. Факторы развития личности

внутренние внешние
Наследственность – врожденные(видовые человеческие задатки к развитию прямохождения, мышления, речи) и унаследованные от родителей ( тип нервной системы, группа крови, цвет глаз) психофизиологические особенности и свойства человека. Активность личности – ее собственная деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития Среда –окружающая реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (природная и социальная). Макросреда – географические условия, общество, государство, социально – экономический строй, производственные отношения. Мезосреда – регион проживания, город, средства массовой информации. Микросреда – семья, родственники, друзья, микрорайон проживания. Воспитание – специально организованная и целенаправленная профессиональная деятельность педагогов по развитию и формированию личности

4. Дайте определение понятию «система образования». Раскройте структуру национальной системы образования в Республике Беларусь.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность образовательно – воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. Национальная система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законах «Об образовании Республики Беларусь», «О языках», «О национально – культурных меньшинствах», «О правах ребенка» и других нормативно – правовых документах, регламентирующих ее деятельность.В соответствии со статьей 14 Закона «Об образовании Республики Беларусь» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории страны входят в структуру национальной системы образования, которая включает:

ü Дошкольное образование (ясли, сады)

ü Общее среднее образование (базовая, средняя школа, гимназии, лицеи)

ü Внешкольные формы обучения

ü Профессионально – техническое образование (училища)

ü Среднее специальное образование (техникумы, колледжи)

ü Высшее образование (институты, академии, университеты)

ü Подготовка научных и научно – педагогических кадров

ü Повышение квалификации и переподготовка кадров

ü Самостоятельное образование граждан

Министерство образования Республики Беларусь руководит: - высшими учебными заведения , средними специальными учебными заведения, научными учебно –методическими организациями, институтами повышения квалификации.

Отделы образования исполкомов местных Советов –детские дошкольные, внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально – технические и педагогические училища и колледжи.

Школьное образование включает три ступени: начальную (4 года обучения), базовую (9 лет обучения), общую среднюю (11 лет обучения).

Развитие национальной системы образования базируется на следующих принципах:

Приоритет общечеловеческих ценностей, Национально – культурная основа, Научность, Ориентация на мировой уровень образования, Экологическая направленность, Преемственность и непрерывность, Единство обучения, духовного и физического воспитания, Поощрение таланта и образованности, Обязательность базового образования.

5. Дайте определение понятию «педагогический процесс». Раскройте основные характеристики педагогического процесса, принципы педагогического процесса.

Процесс– в переводе с латинского языка означает движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, школе, вузе, системе образования в целом).

Основные характеристики ПП: - ЦЕЛОСТНОСТЬ в педагогическом процессе осуществляется воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение. ЕДИНСТВО – в ПП воедино слиты процессы формирования, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, подчиняясь одной цели. ОБЩНОСТЬ – все компоненты ПП воздействуют на личность сообща, одновременно.

Движущая сила ПП – противоречия м/у требованиями к личности и реальными возможностями личности, ее уровнем развития.

Закономерности ПП – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи ПП с другими явлениями: связь ПП с социальной системой, связь ПП и деятельностью, активность самой личности, связь ПП и общения.

Принципы ПП – система основных требований к организации и осуществлению ПП (формируются на основе закономерностей):

6. Дайте определение понятию «дидактика», «предмет дидактики». Раскройте основные задачи дидактики, основные категории дидактики.

Дидактика - в переводе с греческого языка означает поучающий. Впервые дидактика была введена в употребление в 1613 г. немецким педагогом Вольфгангом Ратке (Ратихия). Он употребил ее в значении «искусство обучения». Я.А Коменский в 1632 г. написал свой труд «Великая дидактика».

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании методах, средствах, организации, системах и технологиях), достигнутых результатах.

Предметдидактики – процесс обучения, условия, необходимые для его протекания (содержание, средства, методы обучения, коммуникации м/у педагогом и учениками), получаемые результаты, их диагностика и оценка.

Основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить; когда, где, кого и зачем учить.

Изучению поставленных вопросов посвящены конкретные разделы дидактики, в частности:

- для чего, зачем, кого учить?..................................................цели обучения (образования);

- на какой основе?..................................................законы, закономерности, принципы, правила обучения;

- чемуучить ?.........................................................содержание обучения (образования);

- как учить?.....................методы обучения(образования), формы организации обучения, технология обучения.

Различают: общую дидактику – отвечает на вопросы «чему» и «как» учить по всем предметам и на всех уровнях,

частные дидактики –исследуют проблемы обучения по отдельным предметам или на разных уровнях образования.

Основные категории (понятия) дидактики:

7. Дайте определение понятиям «закономерности обучения», «принципы обучения». Перечислите принципы обучения. Раскройте принцип наглядности обучения, системность и последовательность обучения.

8. Дайте определение понятиям «закономерности обучения», «принципы обучения». Перечислите принципы обучения. Раскройте принцип проблемности обучения, принцип научности обучения.

9. Дайте определение понятиям «закономерности обучения», «принципы обучения». Перечислите принципы обучения. Раскройте принцип доступности обучения, принцип связи теории с практикой.

Закономерность– существенные, повторяющиеся, устойчивые взаимосвязи, которые отражают глубинные сущностные характеристики обучения, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Принцип (в переводе с лат. означает основа, начало) – важнейшие требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь высоких результатов в учебном процессе. Принципы определяются не произвольно, а разрабатываются на основе закономерностей.

  1. Обучение должно быть научным. Глубокая научная доказательность изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдение принципа историзма в изложении изучаемого материала, показ развития и утверждения истины; использование новейших идей, научных достижений в обучении.
  2. Обучение должно характеризоваться проблемностью.Учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.
  3. Наглядность обучения. Этот принцип сформулировал Я. Каменский как «золотое правило дидактики». Наглядность является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес к учению и делает его более легким.
  4. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала); расширение самостоятельной работы, проведение наблюдений, поощрение творчества, изобретательность. Сознательность необходимо рассматривать в двух аспектах: как понимание изучаемого материала и как ответственное отношение к учению.
  5. Доступность обучения. Это вытекает из учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Характер содержания изучаемого материала не должен превышать умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении. Усложнение учебной нагрузки должно быть последовательным. Соблюдение таких правил как от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от легкого к трудному.
  6. Системность и последовательность обучения. Постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должна начинаться изложение каждой новой темы). Приучать учащихся к систематической домашней работе, регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений, навыков учащихся. Своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях уч-ся, оказывать им необходимую помощь.
  7. Прочность обучения и его цикличность. Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в прессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий. На практике применяется три вида повторения: текущее ( связанное с изучаемым понятием), обобщающие (приводящее полученные знания в систему), обзорное (выделяющее по теме или разделу основные идеи). Первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, его усвоение (запоминание), применение усвоенных знаний на практике с целью выработки умений и навыков, повторение, систематизация.
  8. Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы. Задача обучения: овладение учащимися системой научных знаний, умений, навыков ( обучающая), развитие мыслительных и творческих способностей, памяти (развивающая), формирование научного мировоззрения и нравственно – эстетической культуры (воспитывающая).
  9. Принцип связи теории с практикой. Подготовка любого специалиста включает два этапа: овладение системой знаний (теоретическая подготовка) и формирование умений и навыков (практическая подготовка). Оба этих этапа тесно переплетены между собой. Данный принцип предлагает отбор учебных дисциплин, методов и организационных форм, обеспечивающих связь обучения с жизнью.

10. Дайте определение понятию «процесс обучения». Раскройте функции процесса обучения.

Процесс обучения -совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленные на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений, навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, формирование основ мировоззрения и мировоспитания.

Процесс обучения – организованное, целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию способностей, формированию взглядов, опыта деятельности и поведения, личностных качеств

Функции процесса обучения:

Развивающая функция – развитие познавательных процессов, склонностей и способностей человека (мышление, память, восприятие, внимание, речь, воображение, интерес).

Образовательная функция – формирование знаний, умений и навыков обучаемых, усвоение ими понятий, законов, теорий, видов деятельности.

Воспитательная– воспитание качеств личности. Формирование взглядов убеждений, ценностей.

11. Дайте определение понятиям «знания», «умения», «навыки». Раскройте уровни, элементы и этапы освоения знаний.

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися научными знаниями, умениями, навыками, развитие творческих способностей необходимо определить сущность этих понятий.


8701239769925696.html
8701290785716753.html

8701239769925696.html
8701290785716753.html
    PR.RU™