Процесс правового регулирования и его стадии.  

Процесс правового регулирования и его стадии.

Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, под которым понимается использование в определенном порядке тех или иных механизмов правового регулирования. Данный процесс может быть:

- простым (в нем используется только один государственно-властный акт – нормативно-правовой акт);

- сложным (используется два акта государственно-властного характера, один из которых является нормативно-правовым актом, а другой актом применения нормы права).

Стадии процесса правового регулирования:

- регламентирование общественных отношений (стадия издания нормы);

- стадия возникновения или изменения правоотношения;

- стадия реализации субъективных прав и обязанностей, при которых правовое регулирование достигает своих целей, т.е. воплощается в поведение конкретных лиц;

- стадия применения права.

Этим стадиям процесса соответствуют 3 элемента механизма правового регулирования:

1) юридические нормы, которые образуют нормативную основу механизма правового регулирования общественных отношений;

2) правоотношения – формы, в которых существуют субъективные права и обязанности; дополнительным элементом являются юридические факты (условия возникновения, изменения правоотношений);

3) акты реализации прав и обязанностей.

Дополнительными элементами являются:

- нормативные юридические акты, которые обслуживают юридические нормы, являясь формой выражения и закрепления таковых; нормативные юридические акты и связанные с ними правовые явления(юридическая техника, систематизация, толкование нормативных актов) выполняют механизм правового регулирования самостоятельных функций;

- правовое сознание и правовая культура.

Правосознание, его понятие, структура и роль в механизме правового регулирования.

Правовое сознание – совместность идей, взглядов, представлений и чувств о действующем или желанном праве, как о праве справедливом или несправедливом, о правомерных и неправомерных действиях людей.

Правосознание – сложное структурное образование, в котором можно выделить:

1). Рациональные компоненты, называемые правовой идеологией. Роль правовой идеологии а правовом регулировании: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

2). Эмоциональные структурные элементы, называемые правовой психологией. Человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоции влияют как на правомерное, так и на неправомерное поведение. Пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершение преступления.

3). Информационный элемент. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов.



4). Оценочный элемент. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

5). Волевой элемент (формируется на основе информационного и оценочного). Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям.

Виды правосознания. Взаимодействие с правом.

1). По субъектам на:

- индивидуальное;

- коллективное:

а). Групповое правосознание – правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например: можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации.

б). Массовое – характерно для нестабильных временных объединений (митинги, демонстрации).

в). Общественное – используется для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи).

2). По уровню осознания необходимости права:

- обыденное правосознание (этот уровень свойственен основной массе членов общества);

- профессиональное (складывается в ходе специальной подготовки, например, при обучении в ВУЗе);

- научное (характерно для научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений).

7. Правовая культура: понятие, содержание, функции.

Правовая культура - более широкое понятие, чем правовое сознание. Она предполагает знание права и его требований и строгое их соблюдение.

1). Правовая культура зависит от уровня развития правового сознания населения.

2). Уровня развития правовой деятельности:

- теоретическая – деятельность ученых;

- образовательная – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д.;

- практическая – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, профессионализма и культуры правоприменителя и др.

3). Уровень развития всей системы юридических актов. На основании анализа правовых актов, а также иных текстов правового характера (научных и публицистических) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают атмосферу правовой жизни общества, того или иного строя общественных отношений.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, т.к. нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах. Все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта – человека, группы людей, населения в целом.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества.

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Может выступать в 2 формах:

1) теоретической – имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека;

2) практической – в данном случае происходит реализация указанных взглядов на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление – правовой идеализм (романтизм) – преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. И в настоящее время многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Только достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Юридический процесс.

Юридический процесс – порядок осуществления деятельности светских, административных и судебных органов.

Важной особенностью юридического процесса является тот факт, что он урегулирован нормами процессуального права, а направлен на реализацию норм материального права. В современной юридической науке он получил более широкую трактовку (добавилось участие в правотворчестве). Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента. В правовом государстве вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она проводилась по заранее установленным правилам.

Особенности юридического процесса:

1) он всегда непосредственно связан с совершением операций с нормами права;

2) заключается в деятельности по рассмотрению конкретных юридических дел и принятии соответствующих актов;

3) осуществляется только компетентными органами, наделенными соответствующими властными полномочиями.

Виды юридического процесса:

1). По характеру принятых решений:

а) правотворческий;

б) правоприменительный:

- по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

- процесс определения мер юридической ответственности.

2). По отраслевому признаку:

- гражданско-процессуальное право;

- уголовно-процессуальное право;

- арбитражно-процессуальное право.

3). В зависимости от органа, осуществляющий юридический процесс:

- судебный;

- несудебный.




8699946351954077.html
8699994564496491.html

8699946351954077.html
8699994564496491.html
    PR.RU™