Культура населения территории Беларуси конца 13 – середины 15в.

Социально-экономические, политические и этнические процессы на белорусских землях вызвали изменения в культурно-исторических процессах.

14-15вв. являются первым этапом становления собственнобелорусской литературы. Она представлена традиционными жанрами: житиями, хождениями, проповедями. Наибольшее распространение получили хождения. Одно из первых путешествий в Палестину с территории современной Беларуси совершила Ефросинья Полоцкая. Однако неизвестно было ли создано описание ее паломничества. В 14-15вв. такие путешествия из Беларуси на Ближний Восток стали более частыми, о чем свидетельствую т»хождения» Аграфения, Варсанофия, и «Хождения в Царьград и Иерусалим» Игнатия Смолянина.

Значительным явлением в истории белорусской литературы 15в. была деятельность талантливого церковного писателя и проповедника Григория Цамблака (1364-1419), болгарина по происхождению. Часть его жизненного и творческого пути связана с Беларусью, и поэтому его деятельность имеет непосредственное отношение к истории белорусской культуры. Белорусские земли он впервые посетил в 1406г. В 1414г., овеянный славой талантливого проповедника, он приезжает в Вильно, знакомится с православными епископами государства и Витовтом. На церковном Соборе 1415г. он был возведен в сан киевского митрополита. Литературная и общественно-политическая деятельность Цамблака в ВКЛ продолжалась до 1419г.

Первым из православных митрополитов Цамблак пробовал установить контакт с руководителями западной церкви. в 1418г. он участвовал в работе Вселенского собора католической церкви в Констанце, где обсуждался вопрос о соединении церквей.

Сохранилось более двух десятков произведений Цамблака на старославянском языке. Это главным образом проповеди. Как писатель Григорий Цамблак многое перенял у Иоанна Златоуста. Произведения Цамблака пользовались большой популярностью в восточнославянских землях. Они неоднократно переписывались на протяжении 15-18вв. и распространялись в разных сборниках. Это такие произведения, как похвальные слова Евфимию и Киприану, святому Дмитрию Салунскому, полемическое слово «Како держат веру немцы», шесть проповедей на церковные праздники и т.д.

Начало белорусского летописания восходит к 12-13вв. Однако наиболее ранние летописные произведения, написанные в это время на землях Беларуси, к сожалению, не сохранились. В литературе 15в. летописи стали самым значительным и характерным жанром. В летописях довольно рано начали появляться национальные особенности в форме и содержании, а также в настроениях и чувствах их создателей. Написанные на старобелорусском языке, они стали зеркалом общественно-политической жизни того времени. Можно с полным правом сказать, то летописи являются началом национальной литературы. Белорусские летописи не только отражают в полной последовательности исторические события из жизни ВКЛ, но также легенды и предания, пословицы и поговорки, а также оригинальные светские, военные повести, рассказы и новеллы. Авторы были не только историками, но и писателями.



Одним из первых произведений белорусского летописания является «Летописец великих князей литовских», написанный на старобелорусском языке неизвестным автором около 1430г. в Смоленске. Основное содержание его составляет политическая история ВКЛ 14в. Главная идея – обоснование исторической необходимости и закономерности объединения балто-славянских земель в одном государстве, восхваление политики литовских князей. Это произведение отличается чисто светским характером, целостностью и простотой изложения, динамичностью и занимательностью исторического содержания, высоким литературным мастерством. «Летописец» состоит из 2 частей: повесть про князя Кейстута и «Похвала Витовту». Это не обычный летописный рассказ. А восхваление князя. Полная редакция «Летописца» включает еще и «Повесть про Подолье», которая была сложена а 1430-е годы, возможно, в Вильно и посвящена описанию истории присоединения этой украинской земли к ВКЛ. «Летописец великих князей литовских» как первый опыт создания истории белорусских, литовских и частично украинских земель эпохи ВКЛ во многом был несовершенным, кратким, фрагментарным и незавершенным.

Это произведение сохранилось в многочисленных списках (Виленском, Слуцком, Академическом, Красинском, Ольшевском, Румянцевском и др.), в составе различных летописных сводов и исторических компиляций. Он положен в основу оригинальной части «Белорусско-литовской летописи 1446г.» (или «Белорусская летопись») – первого летописного свода, созданного в ВКЛ в Смоленске. Свод создан на основе нескольких источников. Он делится на 2 неровные и разные по своему характеру части: «Избрание летописания изложено вкратце» и «Летописец великих князей литовских». Первая часть представляет собой выборку из русских летописей известий из истории Киевской Руси, Московского и Литовского княжеств и хронологически охватывает события от «начала Руси» до 1446г. включительно. В конце ее помещена Смоленская хроника, «Похвала Витовту» и смоленские записи о событиях 1432-1445гг. Смоленская хроника охватывает события 1430-1436гг. Летопись 1446г. стал важным этапом в становлении национальной литературы и послужил сильным толчком для бурного развития летописания на Беларуси в 15в.

Летописание на Беларуси в 15в. сделало по сравнению с предыдущим периодом шаг вперед. Именно с этого времени началась активная разработка местными силами истории белорусских земель. Был выработан своеобразный летописный стиль: лаконические, выразительный, близкий к языку служебной письменности ВКЛ того времени.

Архитектура и изобразительное искусство. Из всех видов искусства Беларуси этого периода, наиболее значительные достижения были в отрасли архитектуры. Со второй половины 13 – начала 14в. начался новый этап в развитии отечественного зодчества. Оно совмещало традицию зодчества древней Беларуси 11-12вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда проникли романский и готический стили. В 14-15вв. в светской архитектуре появляется совсем новый, неизвестный предыдущей эпохе тип построений – монументальные замки-крепости, возникновение которых было обусловлено необходимость защиты от внешней агрессии, поскольку белорусские земли всегда притягивали чужеземных захватчиков и постоянно были ареной многочисленных военных действий. Замки защитного назначения на территории Беларуси строились и раньше, но в основном из дерева. В 13в. изредка к ним возводились каменные башни (Каменка. Гародня, Берестье, Новогрудок, Полоцк, Туров). С 14в. началось строительство каменных замков, которые по своей композиции приближались к западноевропейским рыцарским замкам.

Замки-крепости чаще всего возводились на холмах, чаще всего в форме квадрата. Они имели толстые и высокие стены, могучие башни с бойницами. Сложенные из кирпича и камня замки были неприступными для внешних врагов. В случае нападения неприятеля в них пряталось и успешно защищалось местное население. На территории замков находились жилые, хозяйственные, защитные и культурные сооружения. Благодаря этому жители замка могли длительное время жить изолированно и обороняться от врага.

Одним из первых каменных замков на территории Беларуси является Лидский, возведенный в 20-е годы 14в. Вторым наиболее ранним памятником крепостной архитектуры является замок в Креве, возведенный в 30-е годы 14в. Новое в Кревском замке – большая башня (так называемая Княжеская, или башня Кейстута), вынесенная за периметр стены, что увеличивало его оборонительные способности. Значение замков в Лиде и Креве в истории белорусской архитектуры очень важное, ибо они заложили основу развития замковой и дворцово-замковой архитектуры последующих столетий.

В конце 14-начале 15в. в период подготовки к решающему удару по Тевтонскому ордену древние деревянные оборонительные сооружения в Городне (Старый замок) и Новогрудке были перестроены в каменные. Активное оборонительное строительство велось в 14-16вв. в Городне. Древним ядром города являлся деревянный замок, постороенные в конце 11в. на высоким правом берегу Немана. В 12в. тут были возведены каменные башни – самые ранние из известных на Беларуси. После пожара в 1398г. в Городне построены каменный замок с четырьмя башнями, соединенными между собой стенами. Позже, около 1580г. при возведении ренессансного замка Стефана Батория количество башен было сокращено до двух. В конце 14в. около замка была построена каменная крепость – Нижний замок. Это значит, что в конце 14-15вв. систему оборонительных сооружений Городни составляли два замка: Верхний (Старый) и Нижний (Новый). Оба имели мощные каменные стены и соединялись между собой мостом, который шел через ров. В 1351г. возводится каменный замок в Витебске.

Высокого уровня достигла в 14-начале 16в. культовая архитектура. Белорусские зодчие 15в. создали совсем новый тип православного храма и выработали в культовой архитектуре особый стиль – так называемую белорусскую готику. В конце 15 – начале 16в. на Беларуси возникает оригинальный тип оборонительного храма. Одним из первых оборонительных храмов был Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494-1505гг в храм- крепость.

Выдающимися памятниками зодчества эпохи позднего средневековья являются Сынковчиская, Супрасльская церкви, построенные в Западной Беларуси в конце 15 – начале 16в. Эти оборонительного типа храмы, прямоугольные в плане, с острой двускатной крышей и четырьмя, как правило, круглыми башнями на углах, представляют собой крепости-замки в миниатюре. Самобытные черты белорусского монументального зодчества воплощены и в других культовых сооружениях, где не было башен. Наиболее древние из них – костел в Ишкольди.

Белорусская живопись 14-15вв. представлены монументальными росписями, иконописью и портретами. Монументальной живописи сохранилось очень мало. Только из архивных и литературных источников известно, что в это время многие княжеские дворцы и храмы были украшены фресковой росписью.

В живописи основной была иконопись. В церковной живописи этого времени значительно сказывалось влияние реальности. Лики «святых» со временем оживляются, становятся менее условными, более земными. Произведений белорусской станковой живописи, которые датируются ранее 14-15вв. не найдено и судить о его характере до 16в. можно только по отдельным произведениям, которые сохранились: «Матерь Божья Иерусалимская» из Пинска (15в.), «Матерь Божья Умиление» из Малориты (14-15вв.), а также позднейших произведений, которые относятся к концу 15 – началу 16в.: «Матерь Божья Смоленская» из Дубинца. «Знамение» из именин. По причине малого количества сохранившихся произведений невозможно сложить целостное представление о местной школе иконописи до 16в.

В 15в. на Беларуси зарождается светская живопись, появляются первые портреты конкретных исторических деятелей: изображения Ольгерда, Александра Олельки и других знатных лиц.

Процесс развития белорусской скульптуры происходил на перекрестье древнерусских и западноевропейских художественных традиций. Ее развитие было тесно связано с церковью. После Кревской унии на Беларуси строятся костелы и монастыри: в Гайне (1387), Менске, Берестье (1390). В костелах появляется полихромная деревянная и каменная скульптура. Дошедшие до нас изображения представляют собой в основном святых, апостолов. Самый ранний памятник, который сохранился на Беларуси – «Распятие» (14в.) сделан под влиянием романского стиля. Беларусская скульптура 15 – начала 16в. начинает чувствовать влияние готики. В храмах появляются готические алтари, которые не сохранились. Сохранились только отдельные скульптуры, которые находились в центре алтарей. Среди них наибольший интерес представляют скульптуры Марии Магдалины и Иоанна Богослова (15в.).

В 14-15в. высокого уровня достигает оформление рукописных книг. «Книжная живопись» этого времени демонстрирует немало шедевров: Мстижское и Лаврищенское евангелие (14в.), Жировичское, второе Туровское, Витебское еванигелия (15в.), Радивиловская летопись (15в.), Смоленский псалтырь (14в.). В большинстве памятников чувствуется византийский стиль. Однако с начала 14в. начинаются контакты с западноевропейским искусством, и стиль изменяется (миниатюры наполняются движением, жизнью). Миниатюры Лаврищенского евангелия – ключевые памятники такой живописи.

В 14-15вв. шаг вперед сделлало декоративно-прикладное искусство: ювелирное дело, резьба по кости, камню и дереву, художественная обработка металлов, изготовление изделий из стекла. Глины. В период формирования белорусской народности закладываются основы белорусского ткачества, возникают новые танцы, обогащается и усовершенствуется народная музыка и песни, активно развивается фольклор,. Таким образом, во второй половине 13-15вв. продолжалось формирование глубоко самобытной по характеру культуры Беларуси. Основы собственно белорусской культуры были заложены в 15в. С течением времени черты и явления культуры приобретают специфическую этническую выразительность и становятся общебелорусскими по своему характеру.




8696844780033384.html
8696916945293207.html

8696844780033384.html
8696916945293207.html
    PR.RU™